• English
  • Русский

Религиозный функциональный стиль в жанровом аспекте: к постановке проблемы

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Исследование посвящено описанию жанровой системы религиозного стиля. Основанием предлагаемой классификации жанров служит конструктивный принцип прототекстуальности, отражающий такие экстралингвистические факторы, формирующие указанный стиль, как религиозное сознание и религиозная деятельность. Прототекстом в христианстве является Евангелие, текст которого содержит жанровые образцы, канонизированные инвариантные жанровые модели – протожанры. Фундаментальным основанием современной системы жанров служит триада протожанров (молитва, проповедь, житие). В современной жанровой системе каждый протожанр является содержательным и структурным основанием группы производных от него жанров – современных жанровых типов. Каждый жанровый тип на родо-видовой основе делится на жанры и субжанры.

Жанровый тип современного функционального религиозного стиля можно представить как понятийное поле. Ядро каждой жанровой подсистемы составляют жанры, используемые в богослужебной сфере, они максимально близки к протожанру в формально-содержательном отношении. Периферию жанровой подсистемы составляют жанры, функционирующие в небогослужебной сфере, они отличаются некоторой авторской свободой и в то же время сохраняют связь с каноническим прототекстом.

Жанровые подсистемы, генетически восходящие к протожанрам молитвы, проповеди и жития, имеют общую коммуникативную рамку (субъекты религиозной коммуникации принадлежат к разным мирам; общение характеризуется благоговейной тональностью по отношению к Богу и другим представителям сакрального мира), однако различаются по направлению коммуникации и способу текстуальной обработки содержания.

Литература
  1. Крылова О. А. Существует ли церковно-религиозный (церковно-проповеднический) функциональный стиль в современном русском литературном языке? // Культурно-речевая ситуация в современной России. Вопросы теории и образовательных технологий: тез. докл. Екатеринбург : Издательство УрГУ, 2000. С. 107–117. 
  2. Крысин Л. П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура / памяти Т. Г. Винокур. М., 1996. С. 135–138.
  3. Прохватилова О. А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. 364 с.
  4. Бугаева И. В. Язык православной сферы : современное состояние, тенденции развития : дис. … д-ра  филол. наук. Москва, 2010. 454 с.
  5. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс : ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2007. 59 с.
  6. Войтак М. Религиозный стиль в генологической перспективе // Стереотипность и творчество в тексте : межвуз. сб. науч. тр. Пермь : Пермский государственный университет. Вып. 6. 2003. С. 323–338.
  7. Ицкович Т. В. Жанровая система религиозного стиля на коммуникативно-прагматическом и категориально-текстовом основаниях: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016. 387 с.
  8. Слободской Серафим, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Репринт. изд. СПб : Кифа, 2006. 724 с.
  9. Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство по гомилетике. Москва : Издательство ПСТБИ, 2001. 144 с.
  10. Левшун Л. В. Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборниках) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1992. 20 с.
  11. Феодосий епископ Полоцкий Глубокский. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Сергиев Посад, 1999. 385 с.
  12. Салимовский В. А., Суслова К. С. Экспликация догмата как жанра догматической проповеди // Жанры речи : сб. науч. тр. / под ред. В. В. Дементьева. Вып. 4. Саратов : Колледж, 2005. С. 280–292.
Текст в формате PDF:
(downloads: 300)