Жанр литературного прогноза в современной критике
Статья посвящена проблеме жанра, которая исследуется в теоретико-критическом и историколитературном аспектах. Результаты сравнительно-типологического анализа текстов, содержащих суждения о будущем литературы, дают основание говорить о литературном прогнозе как самостоятельном жанре и обновить, таким образом, существующие классификации. Жанровыми носителями стали тема, проблематика, задачи критика, а также особенности структуры текста, ракурс изображения литературы. Будущее литературы как главная тема прогноза определяет процедуру специфического критического миромоделирования. Задачи критика: предположить сценарии развития литературы; оценить современную литературу в перспективе будущего. Структура литературных прогнозов включает рефлексию предстоящей задачи; определение некой «точки опоры», позволяющей «собрать» образ будущего; картину будущего (или настоящего в перспективе будущего); концовку. Критики вербализуют страх прогнозирования. Страхи критиков связаны не столько с неопределенностью будущего как предмета осмысления, сколько с неприемлемостью статуса пророка, изживаемого на рубеже XX–XXI веков на волне постмодернизма и кризиса литературоцентризма. Создавая образы будущего, критики опираются на фигуру читателя, его запросов, на жизнь в ее социокультурной динамике, незавершенные тенденции. Жанровый анализ дополняется исследованием содержания литературных прогнозов, позволяющим получить представление об особенностях литературно-критического мышления на рубеже XX–XXI веков, диагнозах, которые ставит критика современной литературе в перспективе будущего. Критика рубежа XX–XXI веков демонстрирует неизжитую травму от утраты былого статуса (критики и литературы), от утраты позиций интеллектуальной прозы и поэзии. Эта осознаваемая «недостача» в настоящем определяет картины будущего.
- «Раз в крещенский вечерок…» Литературные мечтания // Знамя. 2018. № 1. С. 185–199.
- Бавильский Д. Критика : последний призыв. Круглый стол // Знамя. 1999. № 12. С. 147–157.
- Бочаров А. Г. Жанры литературно-художественной критики : лекции. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 50 с.
- Гроссман Л. П. Жанры художественной критики // Искусство. 1925. № 2. С. 61–81.
- Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль. Л. : Сов. писатель, 1980. 320 с.
- Зельдович М. Г. Программность критики и критические жанры. К постановке проблемы // Русская литературная критика : история и теория : межвуз. науч. сб. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1988. С. 88–97.
- Ибатуллин Р. Взгляд на русскую литературу 2183 года // Знамя. 2000. № 3. С. 183–192.
- Казначеев С. М. Теория литературной критики : учебное пособие. М. : Рутения, 2018. 622 с.
- Крылов В. Н. Русская литературная критика : проблемы теории, истории и методики изучения. М. : Флинта : Наука, 2016. 240 с.
- Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л. : Сов. писатель, 1981. 550 с.
- Поляков М. Я. Поэзия критической мысли. О мастерстве Белинского и некоторых вопросах литературной теории. М. : Сов. писатель, 1968. 342 с.
- Поэзия XXI века. Жизнь без читателя? // Знамя. 2012. № 2. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2012/2/poeziya- hhi- veka- zhizn- bez- chitatelya.html (дата обращения: 15.04.2020).
- Прорицатель // Знамя. 2006. № 6. URL : https://magazines.gorky.media/znamia/2006/6 (дата обращения: 15.04.2020).
- Пустовая В. Китеж непотопляемый // Октябрь. 2006. № 10. С. 153–170.
- Рудалев А. В ожидании критики // Вопросы литературы. 2007. № 4. С. 42–61.
- Чхартишвили Г. Похвала равнодушию. Приятные рассуждения о будущем литературы // Знамя. 1997. № 4. С. 207–214.