• English
  • Русский

Инстаграм как жанр 2.0 (на примере политической коммуникации)

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

В работе рассматриваются вопросы исследования нового направления языкознания – лингвистики 2.0, одним из областей исследования которого является анализ цифровых жанров – жанров 2.0. Основываясь на основных параметрах структурирования жанрового пространства политического дискурса, представлен анализ жанра Инстаграм в сфере политической коммуникации. Структурное оформление аккаунта в исследуемом жанре содержит как элементы, которые автоматически вводятся программным обеспечением, так и элементы, являющиеся результатом деятельности автора – фото- и видеоматериалы, комментарии к ним. Основной целью Инстаграма в сфере политической коммуникации является возможность индивидуальной самопрезентации и возможность обратиться к большой аудитории, что делает Инстаграм эффективным инструментом в процессе формирования политического имиджа и позволяет выделить следующие функции коммуникации: функцию воздействия, апеллятивную, информативную, коммуникативную функции, личностный брендинг кандидата и др. В жанре Инстаграма в сфере политической коммуникации представлена эксплицированная форма представления авторства. Отличительной чертой Инстаграма является массовый адресат. Сообщения адресата представляют собой главным образом его комментарии на фото- и видеоматериалы, опубликованные автором. Этому жанру присуща монотематичность, на что указывает использование тематических слов, основными характеристиками которых являются краткость и репрезентативность. Отличительной особенностью Инстаграма является одновременно синхронный и асинхронный характер коммуникации. Параметр места связан с понятием сферы использования жанра. Так, жанр Инстаграма, использующийся в сфере политической коммуникации, относится, главным образом, к институциональному дискурсу, который используется в политической сфере, и – в меньшей степени – в сфере бытовой межличностной коммуникации. Набор жанров, реализующийся в социальных медиа, предписывает коммуникантам определенные нормы коммуникативного поведения и одновременно испытывает влияние личности, продуцирующей дискурс. Результатом подобного взаимодействия является уникальный выбор речевых средств реализации жанровой формы, который продиктован стратегиями и тактиками речевого поведения, что характерно как бумажным жанрам, так и интернет-жанрам, включая жанры 2.0.

Литература
  1. Askehave I., Nielsen A. E. What are the Characteristics of Digital Genres? // Genre Theory from a Multi-modal Perspective. Proceedings of the 38th Hawaii International Conference on System Sciences. Big Island, HI, USA, 2005, pp. 98a. URL: https://www.computer.org/csdl/proceedings/hicss/2005/2268/04/22680098a-a... (дата обращения: 16.04.2018).
  2. Bazerman Ch. Shaping Written Knowledge. The Genre and Activity of the Experimental Article in Science. Madison, WI : University of Wisconsin Press, 1988. 358 p.
  3. Bhatia V. Analysing Genre : Language Use in Professional Settings. L. : Longman, 1993. 246 p.
  4. Brinker K. Linguistische Textanalyse. Eine Einführung in Grundbegriffe und Methoden. Berlin : Erich Schmidt, 1997. 165 S.
  5. Cap P. Explorations in Political Discourse. Methodological and Critical Perspectives. Frankfurt am Main : Peter Lang, 2002. 226 p.
  6. Coupland J. Introduction : sociolinguistics perspectives on small talk // Small Talk. L. : Longman, 2000. P. 1–26.
  7. Eggins S. An Introduction to Systemic Functional Linguistics. L. : Pinter, 1994. 384 p.
  8. Giltrow J., Dieter S. Genres in the Internet. Amsterdam : Benjamins, 2009. 294 p.
  9. Herring S. C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Language@Internet. 2007. Vol. 4. Article 1. P. 1–37. URL: http:/ / www. languageatinternet.org/articles/2007/761 (дата обращения: 14.06.2018).
  10. Ihlström C. The Evolution of a New(s) Genre : Dr. Diss. School of Information Science, Computer and Electronic Engineering, Halmstad University ; Department of Informatics, Göteborg University. Gothenburg Studies in Informatics, 2004. 164 p.
  11. Koch P., Oesterreicher W. Sprache der Nähe – Sprache der Distanz. Mündlichkeit und Schriftlichkeit im Spannungsfeld von Sprachtheorie und Sprachgeschichte // Romanistisches Jahrbuch. 1985. Nr. 36. S. 15–43.
  12. Longacre R. The Grammar of Discourse. New York, NY : Plenum Press, 1983. 362 p.
  13. Most-followed political figures on Instagram worldwide as of January 2018. URL: https://www.statista.com/statistics/788920/most-followers-instagram-poli... (дата обращения: 10.04.2018).
  14. Okulska Ur., Cap P. Perspectives in Politics and Discourse. Amsterdam : Benjamins, 2010. 416 p.
  15. Statista. The statistics portal. URL: https://www.statista.com/statistics/253577/number-of-monthly-activeinsta... (дата обращения: 20.07.2018).
  16. Swales J. Genre Analysis : English in Academic and Research Settings. Cambridge : Cambridge University Press, 1990. 260 p.
  17. Swales J. M. Genre Analysis – English in academic and research settings. Cambridge : Cambridge University Press, 1990. 274 p.
  18. Valle E. A Scientific Community and Its Texts : A Historical Discourse Study // The Construction of Professional Discourse / eds. Britt-Louise Gunnarsson, Per Linell, and Brengt Nordberg. New York, NY : Longman, 1997. P. 76–98.
  19. Werlich E. Typologie der Texte. Entwurf eines textlinguistischen Modells zur Grundlegung einer Textgrammatik. Heidelberg : Quelle&Meyer, 1979. 140 S.
  20. Yates J., Orlikowski W. J. Genre Systems : Structuring Interaction through Communicative Norms // Journal of Business Communication. L. : SAGE Publications, 2002. Vol. 39, № 1. P. 13–35.
  21. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 266 с.
  22. Горошко Е. И. «Чирикающий» жанр 2.0 Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении? // Вестник Тверского гос. ун-та. 2011. № 3. С. 11–20.
  23. Горошко Е. И., Землякова Е. А. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений Telegram) // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 92–101.
  24. Горошко Е. И., Павлова Л. В. Лингвистика новых медий как один из вызовов лингвистической традиции прошлого // Вопросы психолингвистики. 2015. № 24. С. 43–54.
  25. Иванов Л. Ю. Язык Интернета : заметки лингвиста. 2000. URL: http://www.faq-www.ru/lingv.htm (дата обращения: 16.04.2018).
  26. Компанцева Л. Ф. Интернет-лингвистика когнитивно-прагматический и лингвокульторологический подходы. Луганск : Знание, 2008. 528 с.
  27. Морозова О. Н. Политическая интернет-коммуникация : ее роль, функции и формы // Политическая лингвистика. 2011. № 1 (35). С. 156–161.
  28. Мороховский А. Н., Воробьева О. П., Лихошерст Н. И., Тимошенко З. В. Стилистика английского языка. Киев : Вища школа, 1984. 247 с.
  29. Нургожина А. Т., Байкадамова М. С. Политическая коммуникация : новые коммуникативные технологии // ИЦРОН Инновационный центр развития образования и науки, Астана, 6 июля 2015 г. URL: http://izron.ru/articles/o-voprosakh-i-problemakhsovremennykh-gumanitarn... trudov-po-itogammezhduna/sektsiya-22-teoriya-yazykaspetsialnost-10-02-19/politicheskaya-kommunikatsiya-novye-kommunikativnye-tekhnologii/ (дата обращения: 16.04.2018).
  30. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М. : Флинта ; Наука, 2006. 696 с.
  31. Чудинов А. П. Политическая лингвистика : учеб. пособие. М. : Флинта ; Наука, 2012. 256 с.
  32. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса : дис. … д-ра филол. наук. М., 2005. 431 с.
  33. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М. : Гнозис, 2004. 328 с.
  34. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации : монография. Архангельск : Помор. ун-т, 2009. 238 с.
  35. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация. Лингвистический аспект анализа. М. : КРАСАНД, 2010. 296 с.
  36. Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1(13). С. 156–168.
Текст в формате PDF:
(downloads: 230)