• English
  • Русский

Интернет-­лекция как особый жанр

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

В статье определяются принципы успешного взаимодействия лектора с интернет­-аудиторией, в том числе его умение прогнозировать особенности слушателей и выбрать подходящие средства речевого воздействия. В современном языкознании факторами, определяющими эффективность коммуникации, признаются тип адресата дискурса и условия общения с адресантом. При проведении университетской лекции педагог, руководствуясь своим обширным опытом, может сделать довольно точное предположение относительно уровня подготовки студентов на каждом году обучения. Современные технологии открывают широкие возможности передачи специальных знаний массовой, предельно неоднородной аудитории интернет­-пользователей, в результате чего жанр лекции постоянно видоизменяется, успешно адаптируется к новым условиям своего функционирования и приобретает особую актуальность как средство рационального познания действительности.

В данной работе адаптация жанра лекции к условиям интернет­-пространства рассмотрена нами на материале собственных расшифровок русскоязычных и англоязычных видеозаписей YouTube. Проведенный нами анализ околонаучных лекций, дебатов ученых с представителями паранауки, выступлений популяризаторов научного знания и университетских онлайн-­лекций дает основания предположить, что главным условием эффективности подобной интернет­-коммуникации является способность оратора вызвать интерес у массового молодежного адресата: содержательность лекции в сочетании с удовольствием от интерактивной, динамичной и увлекательной формы подачи специальной информации удерживает пользователя от перехода по следующей ссылке и, в дальнейшем, мотивирует его продолжать изучение вопроса самостоятельно. Под влиянием Интернета лекции приобретают многие черты, характерные для этого канала коммуникации, постепенно становятся частью массовой культуры и дополняют традиционное образование. Результаты исследования могут использоваться в развитии коммуникативной компетентности будущих специалистов.

 

Литература
  1. Tomakhiv M. V. E-Lecture as a New Genre of Scholarly Discourse // Science and Education a New Dimension. Philology. 2016. Vol. IV(23), iss. 100. P. 80–83. URL: https://seanewdim.com/uploads/3/4/5/1/34511564/m._tomakhiv_electure_as_a... (дата обращения: 15.07.2019).
  2. Антошинцева М. А. Механизмы адаптации жанра научно-учебной лекции к электронной сфере коммуникации // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 134. С. 41–52.
  3. Багиян А. Ю., Аванесян Н. К. Коммуникативно-прагматические характеристики стандартных детерминологизированных единиц (на материале англоязычного научно-популярного дискурса) // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2016. № 6. С. 27–32.
  4. Багиян А. Ю. Дискурсивные механизмы популяризации элементов научного знания : когниолингвистический аспект (на материале английского языка) // Научный диалог. 2017. № 6. С. 9–28.
  5. Викторова Е. Ю. Дискурсивно-прагматическая специфика жанра лекции TED Talks (сквозь призму функционирования в ней дискурсивов) // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 254–266. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-4-24-254-266
  6. Горошко Е. И. Лингвистика Интернета : формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. Орёл : Орл. гос. ин-т культуры, 2007. С. 223–237.
  7. Горошко Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров : к описанию проблемной области // Жанры речи. Саратов : ИЦ «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 370–389.
  8. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика : речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи : cб. науч. тр. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 18–40.
  9. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения // Яросл. пед. вестн. 2012. Т. 2, № 4. С. 192–195.
  10. Кожин Д. А., Чумаченко С. А., Егельская В. А., Тарабукин И. И. Актуальность формата лекций в вузах // Вестник современных исследований. 2019. № 1.11 (28). С. 85–86.
  11. Матяшевская А. И. Жанр лекции и его современные разновидности // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 246–253. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-4-24-246-253
  12. Нечаева Н. В. Популярная публичная лекция жанра TALK : особенности языка и стиля // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2016. № 180. С. 17–22.
  13. Николаева Н. Н., Труфанова Н. О. Лексико-стилистические особенности англоязычных академических лекций (корпусный анализ) // Гуманитарные исследования. 2019. № 1 (69). С. 5–12.
  14. Сиротинина О. Б. Есть ли специфика в достижении эффективности научных текстов? // Филология в XXI веке. 2019. № 51. С. 264–270.
  15. Сухомлинова М. А. Трансформация жанра англоязычной академической лекции в условиях цифровой коммуникации // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 6 (139). С. 172–178.
  16. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования : вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.
  17. Тютюков В. Г., Небураковский А. А., Бородин П. В., Родионова А. Г., Сафонова Г. В. Диалог и монолог как взаимодополняющие профессионально-речевые тактики лектора вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (167). С. 299–302.
  18. Щипицына Л. Ю. Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 215–226. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-3-23-215-226
  19. Эффективность коммуникации : понятие, роль адресанта и адресата, основные приёмы её достижения / под ред. О. Б. Сиротининой и М. А. Кормилицыной. Саратов : ИЦ «Наука», 2019. 236 с.
Текст в формате PDF:
(downloads: 179)