• English
  • Русский

«Любви достойна только мать и Гелендваген 5.5»: пацанская лирика как жанр молодёжного интернет-дискурса

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
 
В статье исследуются некоторые аксиологические и языковые аспекты жанра пацанской лирики в Рунете. Автор ставит задачу выделить ключевые аксиологические установки и средства их актуализации в жанре пацанской лирики и с этой позиции охарактеризовать идентичность «главного героя». Материалом исследования стали посты в трёх сообществах социальной сети ВКонтакте. Методологически автор опирается на социальный конструкционизм, критический дискурс-анализ, правовые исследования криминальной среды России, теории идентичности, теорию речевых жанров и использует категорию «топоса» и мультимодальный анализ для выявления ключевых ценностей в дискурсе. В результате анализа выявлено, что социальный конструкт «пацан» актуализируется через топосы семьи, дружбы, любви, успеха и агрессии. Герой конструируется как личность, находящаяся в конфликте с обществом. Сделан вывод, что смысловая система жанра пацанской лирики реализуется всей совокупностью постов, причём тексты (в том числе прецедентные) вступают в семантические отношения с иллюстрациями, которые могут менять ценностные акценты вербальных суждений. Предложенный анализ выводит теорию речевых жанров за границы «чистой» лингвистики, приближая её к социологии, культурологии и праву.
Литература
 
  1. Buckingham D. Introducing identity // Youth, Identity, and Digital Media / ed. D. Buckingham. Cambridge,MA : The Mitt Press, 2008. P. 1-24.
  2. Girls Wide Web. Girls, the Internet, and the Negotiation of Identity / ed. S. R. Mazarella. N.Y. : PeterLang, 2005.
  3. Richardson J. E. (Mis)Representing Islam : the racism and rhetoric of British broadsheet newspapers. Amsterdam : John Benjamins, 2004. 262 p.
  4. Stald G. Mobile identity : youth, identity, and mobile communication media // Youth, Identity, and Digital Media /ed. D. Buckingham. Cambridge, MA : The Mitt Press, 2008. P. 143-164.
  5. Weber S., Mitchell C. Imagining, keyboarding, and posting identities : young people and new media // Youth, Identity, and Digital Media / ed. D. Buckingham.Cambridge, MA : The Mitt Press, 2008. P. 25-48.
  6. Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. М. : Права человека, 2001. 152 с.
  7. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М. : Искусство, 1986. С. 250-296.
  8. Воронцов А. В. Теоретические и прикладные аспекты оперативно-разыскной характеристики криминальной среды России. М. : Академия управления МВД России, 2013. 116 с.
  9. Горошко Е. И., Павлова Л. В. Трансформация текста под воздействием жанровой системы социальных медиа сервисов коммуникативного интернет-пространства (на материале англоязычных политических сайтов) // Жанры речи. 2015. № 1(11). С. 122-136.
  10. Дементьев В. В. Интернет-анекдоты : некоторые структурные типы // Жанры речи. 2017. № 1(15). С. 118-135.
  11. Дубровская Т. В. Жанр «письмо из упаковки» : дискурсивное конструирование автора и адресата // Жанры речи. 2016. № 1(13). С. 128-136.
  12. Дубровская Т. В. Жанр онлайн-петиции в контексте феминистского дискурса // Жанры речи. 2017. № 1(15). С. 111-117.
  13. Дубровская Т. В., Рева Е. К., Кожемякин Е. А., Ярославцева Я. А., Арехина Д. В. Политический, юридический и массмедийный дискурс в аспекте конструирования межнациональных отношений Российской Федерации : коллективная монография / под общ. ред. Т. В. Дубровской. М. : ФЛИНТА : Наука, 2017. 248 с.
  14. Малинин В. Б. Тюремный фольклор как элемент субкультуры осужденных // Лучшая научная статья 2017 : сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конкурса. Пенза : Наука и Просвещение, 2017. С. 88-93.
  15. Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1(13). С. 156-168.
Текст в формате PDF:
(downloads: 378)