• English
  • Русский

Научно-исследовательская статья как вербализация нового научного результата (на материале лингвистики)

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Рассматривается текстовая модель научно-исследовательской статьи как носителя нового научного знания. Предложен лингво-эпистемический подход, соотносящий специфику лингвистической структуры текста с важнейшими экстралингвистическими факторами познавательной деятельности, центральную роль при этом играет аксиологическая активность субъекта. Содержательная структура научной статьи анализируется с точки зрения представленности нового авторского результата в аспекте преемствености и поступательности. Маркированная новизна рассматривается как фактор, существенно влияющий на включение результата в активный научный оборот. Несоблюдение норм представления авторского результата может затруднять дисциплинарную экспертизу и блокировать восприятие публикаций сообществом. Методика показана применительно к исследовательской статье в профильном журнале по лингвистике.

Литература

1. Беляева Л. Н., Шубина Н. Л. Научная статья как объект экспертной оценки // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. 2014. № 172. С. 5–12.

2. Новиков А. С. Научные открытия. Повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые. М. : URSS, 2003. 112 с.

3. Giere R. N. Scientific Cognition as Distributed Cognition // The Cognitive Basis of Science / Eds. P. Carruthers, St. Stitch, M. Siegal. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. P. 285–299.

4. Мирский Э. М. Наука как социальный институт // Философия науки / Ред. С. А. Лебедев. М. : Академический проект, 2007. С. 307–370.

5. Akopova M., Chernyavskaya V. Evaluation of Academic Science : Perspectives and Challenges. Analyzing the Experience of St.-Petersburg State Politechnical University // Zeitschrift für Evaluation. 2014. № 2. P. 348–357.

6. Power M. The Audit Society : Rituals of Verification. Oxford University Press, 1997. 200 p.

7. Reinhart M. Peer Review Practices : Epistemic and Social Aspects in the Assessment of Scientific Work // Research Evaluation. 2010. № 19 (5). P. 317–331.

8. Simon D. Selbststeuerung der Wissenschaft durch Evaluationen? Optionen und Grenzen institutioneller Forschungsbewertungen // Evaluation wissenschaftlicher Institutionen. Wissenschaftsforschung Jahrbuch 2003 / Hrsg. Fischer Klaus, Parthey Heinrich. Berlin : Gesellschaft für Wissenschaftsforschung, 2004. S. 9–21.

9. Лебедев СА. Проблема истины в естествознании и социально-гуманитарных науках // Философия социальных и гуманитарных наук. М. : Академический проект, 2008. С. 11–68.

10. Ильин В. В. Методология социально-гуманитарных наук // Философия социальных и гуманитарных наук. М. : Академический проект, 2008. С. 69–151.

11. Баженова Е. А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь : ПГУ, 2001. 272 c.

12. Данилевская Н. В. Роль оценки в механизме развертывания научного текста. Пермь, 2005. 360 c.

13. Данилевская Н. В. Чередование старого и нового знания как механизм развертывания научного текста (аскиологический аспект) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2006. 34 c.

14. Чернявская В. Е. Коммуникация в науке : нормативное и девиантное. Лингвистический и социокультурный анализ. М. : УРСС, 2011. 240 c.

15. Cherniavskaia V. Interkulturelle Differenzen von wissenschaftlichen Texten // Fach – Translat – Kultur. Interdisziplinare Aspekte der vernetzten Vielfalt / ed. K.-D. Baumann. Bd. 2. Berlin : Frank& Timme, 2011. S. 1241–1270.

16. Cherniavskaia V. Kommunikation in der Wissenschaft : Ein Plädoyer für Mehrsprachigkeit // Alman Dili ve Edebiyatı Dergisi – Studien zur deutschen Sprache und Literatur. 2014. Bd. 2. S. 5–15.

Текст в формате PDF:
(downloads: 176)