О возможностях словаря «Ответные реплики в русской диалогической речи» В. Т. Бондаренко
Рецензия на «Словарь ответных реплик в русской диалогической речи» В. Т. Бондаренко. В основе словаря лежит концепция, которая основывается на идее диалогичности человеческого сознания. Объектом изучения являются ответные реплики – слова и фразеологические образования, иллокутивное назначение которых – реагирование на «чужое» слово или фразу коммуниканта в структуре диалога. Им присущи устойчивость в языке и воспроизводимость в речи. Ответные реплики определяются как знаки-перформативы: с их помощью выражается психологическое состояние (реакция) говорящего, вызываемое инициативной фразой или словом-«зацепкой». Описывается макро- и микроструктура словаря, характеризуется семантическое и синтаксическое своеобразие ответных реплик, перечисляются их функции. Автор рецензии показывает широкие возможности применения словаря. Ответные реплики привязаны к типовым ситуациям и бытовым обстановкам общения (встреча, знакомство, обращение, привлечение внимания и др.), к темам разговора, и поэтому представляют интерес для исследователей жанров непосредственной устной речи. Поскольку ответные реплики дают представление о стереотипах мышления, поведения и психических реакциях русского человека, их изучение важно для этнолингвистов. Данные словаря способны обогатить лингвокультурологические исследования концептов культуры. Из-за присущей ответным репликам шутливой (смеховой) функции они интересны при изучении сущности комического. Материалы словаря дают системное представление о выражении комического в русском языке. Открытая оценочность ответных реплик делает их уникальным исследовательским материалом для изучения категорий аксиологичности, оценочности и текстовой модальности. Анализ контекстов употребления ответных реплик, системы помет и иллюстраций ценен для исследователей речевой культуры и речевого этикета. Он окажется плодотворным для психолингвистов, развивающих теорию реактивности. В словаре широко представлено варьирование ответных реплик, поэтому он имеет большое значение для фразеологов, исследующих варьирование устойчивых фраз. Изучение ответных реплик окажется полезным исследователям детской речи, поскольку лексика, синтаксис, ритм ответных реплик, образы в них органичны для детского восприятия и легко воспроизводятся. Для гендерных исследований языка изучение этих единиц важно потому, что они позволяют получить информацию о гендерных характеристиках, а пометы и иллюстрации – сравнить тактики речевого поведения мужчин и женщин. Словарь имеет большую познавательную ценность для любого человека, потому что благодаря нестандартному и необычному материалу словаря каждый может обогатить свою речь.
- Архангельская Ю. В. Словарь В. Т. Бондаренко «Ответные реплики в русской диалогической речи» как источник этно-и лингвокультурной информации // ФИЛОLOGOS. 2014. Вып. 20(1). С. 87–88.
- Бондаренко В. Т. Ответные реплики в в русской диалогической речи : словарь. Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. 339 с.
- Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
- Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. (Raymond Corsini, Alan Auerbach ”Concise Encyclopedia оf Psychology”). URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_psychology/ (дата обращения: 12.01.2020).
- Степанов Ю. С. Константы : Словарь русской культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Академ. проект, 2001. 990 с.
- Шулежкова С. Г. В. Т. Бондаренко. Ответные реплики в русской диалогической речи : словарь. Тула, 2013. 339 с. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 2(44). С. 375–378.