• English
  • Русский

Речевые жанры русскоязычного сегмента социальной сети Instagram

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием речевых жанров в новых гло­бальных сферах коммуникации, к числу которых, в первую очередь, относится интернет-­простран­ство. С учетом основных параметров структури­рования жанрового пространства сетевого дис­курса (В. И. Карасик, Е. И. Горошко) выявлены и описаны жанровые характеристики социаль­ной сети Instagram, представляющей собой одну из наиболее популярных площадок коммуникации, самопрезентации, продвижения и продаж. В каче­стве базовых признаков этого типа коммуникации предлагается выделить следующие: 1) гипертек­стовый характер (опосредованная компьютерной средой особая форма организации текста, ха­рактеризующаяся процессом нелинейного письма и чтения); 2) интерактивность (публично доступ­ная лента публикаций в Instagram предполагает возможность одобрения и комментирования вы­ложенных автором материалов – количество ком­ментариев к посту считается основным показа­телем «успешности» аккаунта/автора); 3) импе­ративность (большая часть реализуемых жанров носит императивный характер, включая косвен­ные репрезентации); 4) преобладание поликодовых сообщений, включающих текстовый, визуальный и/или видеокомпоненты (первоначальное преобладание визуальной составляющей жанра в резуль­тате развития коммуникативного пространства Instagram сменилось реализацией жанра одновре­менно на нескольких уровнях – вербальном и ви­зуальном, причем характерно увеличение объема текстового компонента). Отмечается специфика Instagram как социальной сети, располагающей особыми возможностями не только для виртуальной социализации и само­презентации субъектов коммуникации, но и для продвижения брендов, товаров и услуг, что су­щественно меняет существующую речежанровую картину. Обсуждаются возможности типологизирования жанров, присутствующих в коммуникативном про­странстве социальных сетей, в частности сети Instagram. Определено, что жанровая система данного типа дискурса подвижна, характерно размывание границ между жанрами и их транс­формация в соответствии с преобладанием ути­литарных целей коммуникации.

Литература
  1. Атягина А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика : автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2014. 22 с.
  2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. : в 5 т. Т. 5 : Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 159–206.
  3. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение : устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63), № 1, ч. 1. С. 105–124.
  4. Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете : попытка рефлексии // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 6. Жанр и язык. Саратов : ИЦ «Наука», 2009. С. 11–27.
  5. Горошко Е. И. Лингвистика Интернета : формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел : Картуш, 2007. Вып. 5. С. 223–237.
  6. Дементьев В. В. Лингвоэкология через призму речевых жанров : сфера новых «технологических» коммуникаций // Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2. С. 22–47.
  7. Дементьев В. В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи // Вопросы языкознания. 2015. № 6. С. 78–107.
  8. Капанадзе Л. А. На границе письменного и устного текста : структура и тенденции развития электронных жанров // Л. А. Капанадзе. Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. М. : Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 2005. С. 305–320.
  9. Карасик В. И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49–55.
  10. Карпоян С. М. Instagram как особый жанр виртуальной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2015. № 12 (54) : в 4 ч. Ч. III. С. 84–88.
  11. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации : Quo vadis? // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 4. Жанр и концепт. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 2005. С. 336–352.
  12. Отборная Instagram-статистика : что мы имеем к 2018 году? URL: https://rusability.ru/internet-marketing/smm/otbornaya-instagram-statist... (дата обращения: 01.05.2019).
  13. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М. : Изд-во ЛКИ, 2010. 256 с.
  14. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М. : Наука, 1990. С. 180–181.
  15. Шмелева Т. В. Жанр в современной медиасфере // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 8. Жанр и творчество. Саратов ; М. : Лабиринт, 2012. С. 26–37.
  16. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск : Поморский университет, 2009. 238 с.
  17. Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1 (13). С. 156– 168.
Текст в формате PDF:
(downloads: 208)