• English
  • Русский

Самопрезентация студентов-нефилологов: речежанровые и лингвистические характеристики

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Анализ речевого жанра самопрезентации – это продолжение актуальных в последнее время исследований с антропоцентричным подходом к изучению языка и речи. Исследование посвящено изучению самопрезентации студентов-нефилологов. Материалом послужили работы студентов географического факультета и факультета компьютерных наук и информационных технологий, а также Института физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета. Для сравнения взяты работы бакалавров 1-го курса и магистрантов 1-го курса. Многоаспектный анализ студенческих самопрезентаций выявил основные черты речевого жанра самопрезентации. В ходе анализа нами выделены наиболее типичные когнитивные модели (сценарии) самопрезентации, лежащие в основе соответствующего речевого жанра. В студенческих работах речевой жанр самопрезентации часто взаимодействует с другими речевыми жанрами: призыва, послания, благодарности. Для студентов-первокурсников характерна стратегия – желание понравиться, казаться привлекательным для окружающих. Для магистрантов характерна стратегия – самопродвижение или самореклама, они стремятся доказать компетентность в своей сфере. Студенты продемонстрировали осознание того, что в эффективной самопрезентации в качестве средств воздействия на аудиторию выступают словесно-логические и эмоционально-экспрессивные элементы речи. В работах частотны клишированные, стандартные фразы, содержащие элементы наукообразности, официальности.

Литература
  1. Leary M. R. Self-presentation : Impression Management And Interpersonal Behavior (Social Psychology Series). Brown & Benchmark Publishers, 1995. 246 p.
  2. Анисимова Т. В., Гимпельсон Е.Г. Речевая компетенция менеджера : учебное пособие. М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. 480 с.
  3. Веселкова Т. В., Выходцева И. С., Любезнова Н. В. Культура устной и письменной коммуникации : учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, ИЦ «Наука», 2020. 264 c.
  4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М. : Канон-пресс, 2000. 304 с.
  5. Дементьев В. В. Аспекты проблемы «жанр и культура» // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 5–20.
  6. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М. : Знание, 1988. 64 с.
  7. Курьянович А. В. Когнитивная сущность речевого жанра самопрезентация в эпистолярном дискурсе М. И. Цветаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 5 (56). С. 144–146.
  8. Лаппо М. А. Самоидентификационный дискурс русской элитарной языковой личности : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Новосибирск, 2018. 35 c.
  9. Липатова В. Ю. Рефлексивная риторика : учебное пособие. СПб. : Алетейя, 2013. 292 с.
  10. Михайлова Е. В. Самопрезентация : теории, исследования, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 224 с.
  11. Прозоров В. В. Приглашение В. В. Прозорова к научной работе. URL: https://www.sgu.ru/structure/philological/news/2020-04-08/priglashenie-v... (дата обращения: 08.04.2020).
  12. Стернин И. А. Русское коммуникативное поведение. М. : Наука, 2002. 277 с.
Текст в формате PDF:
(downloads: 80)