• English
  • Русский

УГОДИТЬ И УГАДАТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЖАНРОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭССЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Исследование посвящено изучению эссе современных школьников и входит в лингвокультурологическое направление языкознания. Анализ работ, присланных на конкурс словесного мастерства, показал, что исследуемые тексты жёстко шаблонизированы под стандарты школьных сочинений. Рефлексия «Я пишу для того, чтобы победить в конкурсе» (ср.: рефлексия авторов школьных сочинений - «чтобы сдать экзамен») исказила целеустановку эссе как произведения, содержащего индивидуальные впечатления, образное и афористичное, полное свободного творчества. Наиболее заметной речевой приметой эссе участников конкурса стали однородные ряды со стилистическим эффектом градации, доходящей до коммуникативно не оправданных высот. Желание усилить этой риторической фигурой эмоциональность создаваемого текста и объективные затруднения в поиске нужного слова приводили, например, к тому, что в однородный ряд попадали не всегда оправданные вложенным во фразу смыслом компоненты. Частотен в работах школьников канцелярит. На стыке оценочной, высокой лексики в форме длинных однородных рядов, риторических вопросов, восклицаний и канцелярита формируется почва для грамматических, речевых, логических, стилистических ошибок. Лингвостилистический анализ эссе обнаруживает также тревожное явление: у молодежи нет жизненной практики употребления слов семантического поля «нравственность», они не прочувствованы, не «прожиты» ими.

Литература
  1. Алефиренко Н.Ф. Речевой жанр, дискурс, культура // Жанры речи : Сб. науч. ст. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. С. 44-54.
  2. Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 1. Волгоград: Парадигма, 2005. 348 с.
  3. Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 2. Волгоград: Парадигма, 2005. 356 с.
  4. Гуц Е.Н., Леонтьева О.А. Жанрово-композиционные особенности сочинения ЕГЭ как предмет ортологического исследования // Жанры речи : Сб. науч. ст. Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. Вып. 7. Жанр и языковая личность. С. 210-217.
  5. Дементьев В.В. Аспекты проблемы «жанр и и культура» // Жанры речи : Сб. науч. ст. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 5-20.
  6. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: сб. статей. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.
  7. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 640 с.
  8. Мякшева О.В. Активная лексика и семантические лакуны в лексиконе современного школьника // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. Вып. 16. С. 48-56.
  9. Сдобнова А.П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 248 с.
  10. Сиротинина О.Б. Лингво-философские размышления как результат многолетнего мониторинга речи // Известия Саратовского университета Новая серия. 2017. Т. 17. Серия Филология. Журналистика. Вып. 1. С. 5–11.
  11. Сиротинина О.Б. Русский язык: система, узус и создаваемые ими риски. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 116 с.
  12. Сиротинина О.Б. Что мешает эффективности современной коммуникации // Экология языка и коммуникативная практика: сетевое научное издание. 2017. №1. С. 25-37.
  13. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Лингвоэкологическая проблема лексико-фразеологических утрат и приобретений в современном русском языке и языковом сознании его носителей
    // Язык: поиски, факты, гипотезы: Сборник статей к 100-летию со дня рождения Н.Ю. Шведовой / Отв. ред. М.В. Ляпон. – М.: ЛЕКСРУС, 2016. С. 132-152.
  14. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. 990 с.
Текст в формате PDF:
(downloads: 249)