• English
  • Русский

ЖАНР В КОГНИТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Статья посвящена поиску ответа на вопрос: что означает когнитивный подход к жанру? Автор полагает, что цель когнитивного изучения жанра состоит в построении его ментальной модели, отражающей репрезентацию жанра в сознании писателя и читателя. Для решения этой задачи необходимо соотнести жанр с различными форматами знания – не только концептуально-простыми (концепт), но и концептуально-сложными (фрейм, сценарий, матрица и др.). Обзор работ зарубежных и отечественных исследователей позволяет определить доминанты когнитивного подхода к жанру:

• рассмотрение жанровой формы как текучей, нестабильной структуры;

• выявление жанровых прототипов;

• внимание к жанровой динамике, гибридным образованиям.

Перспективным направлением когнитивных исследований автор считает установление корреляций между традиционными понятиями жанрологии (память жанра, жанровый архетип, жанровый канон) и терминами когнитивной поэтики

Литература
  1. Баранов А.Г. Когниотипичность текста. К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности//Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. С. 4-12.
  2. Бовсунiвська Т.В. Когнiтивна жанрологiя та поетика. Киiв: Киiвький унiверситет, 2010. 180 с.
  3. Болдырев Н.Н. Концептуальная основа языка//Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке. М.: Ин-т языкознания РАН, Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С. 25-77.
  4. Бревер У.Ф. Бартлеттовская концепция схемы и ее воздействие на теорию познания [Эл. ресурс]. URL: http://nounivers.narod.ru/gmf/shema.htm
  5. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 312 с.
  6. Дементьев В.В. «Актуализатор» и «актуализаторство» в парадигме когнитивной генристики//Жанры речи. Вып. 8. Саратов; Москва: Издательство «Лабиринт», 2012. С. 60-99.
  7. Дементьев В.В., Фенина В.В. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые ценности//Жанры речи. Вып. 4. Саратов: Колледж, 2005. С. 5-34.
  8. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия// Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. C. 7-13.
  9. Зырянов О.В. Жанровая архитекстуальность лирики как инструмент практической поэтики//Жанр как инструмент прочтения. Ростов-на-Дону: НП «Инновационные гуманитарные проекты», 2012. С. 131-150.
  10. Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. 546 с.
  11. Магомедова Д.М. Баллада//Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/под ред. Н.Д. Тамарченко. М: Intrada, 2008. C. 26-27.
  12. Маркова Л.Ф. Когнитивиая идентификация речевого жанра: дисс. … канд. филол. наук. Краснодар, 2003. 148 с.
  13. Слышкин Г.Г. Речевой жанр: перспективы концептологического анализа//Жанры речи. Вып. 4. Саратов: Колледж, 2005. С. 34-50.
  14. Тарасова И. А. Языковые и когнитивные механизмы восприятия сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина//Феноменология власти в сатире / Под. ред. В.В. Прозорова и И.В. Кабановой. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. C. 405-413.
  15. Тарасова И.А. Баллады И. Одоевцевой и Н. Тихонова: к проблеме когниотипа жанра//Серапионовы братья: философско-эстетические и культурно-исторические аспекты: к 90-летию образования литературной группы: Материалы международной конференции. Саратов: Изд-во «Орион», 2011. С. 214-222.
  16. Тарасова И.А. Введение в когнитивную поэтику. Саратов: Научная книга, 2004. 48 с.
  17. Тарасова И.А. Коммуникативная модель жанра “поэтическое послание”: инвариант и культурные трансформации//Жанры речи. Вып. 5. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. С. 300-310.
  18. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М. : Наука, 1977. 575с.
  19. Тырыгина В.А. К интегративной концепции жанра//Вестник СамГУ. 2005. №4 (38). С. 116-126.
  20. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра// Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. С. 88-98.
  21. Fauconnier G., Turner M. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind's Hidden Complexities. N.Y.:Basic books, 2002. 464 p.
  22. Fishelov D. Genre Theory and Family Resemblance –  Revisited//Poetics. 1991. Vol, 20. N 1. P. 123-138.
  23. Huijun Chen. A Cognitive Model for Recognition of Genre//Asian Social Science. 2009. Vol. 5. N 3. P. 25-29.
  24. Keunen Bart. Bakhtin, Genre Formation, and the Cognitive Turn: Chronotopes and Memory Scemata [Эл. ресурс]. URL: docs.lib.purdue.edu/clcweb/vol2/iss2/2/
  25. Lakoff G., Jonson M. Philosophy in the flesh: The Embodied Mind and its Challenge to the Western Thought. New York: Basik Books, 1999. 624 p.
  26. Paltridge B. Genre, Frame and Writing in Reseach settings. Amsterdam: John Bennjamins Pablishing, 1997. 186 p.
  27. Rafferty P. Epistemology, Literature Genre and Knowlege Organisation Systems [Эл. ресурс]. URL: www. iskoiberica org/wp-content/.../553-556_Rafferty. pdf
  28. Spolsky E. Gaps in Nature: Literature Interpretation and the Modular Mind. Albany: SUNY Press, 1993. 247 p.
  29. Swales J. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge University Press, 1990. 260 p.
  30. Williamson R. Pesher: A Cognitive Model of the Genre//Dead Sea Discoveries. N 17 (2010). P. 307–331.
Текст в формате PDF:
(downloads: 404)