• English
  • Русский

ЖАНРОВЫЙ СРЕЗ ИНКУЛЬТУРАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
 
В статье рассматриваются жанровые аспекты вхождения в культуру. В модели описания выделяются жанры, маркированные по статусу говорящих и с точки зрения транслируемых ценностей, фатические и выучиваемые жанры, жанры новых медийных форматов. Исследование проведено на материале коммуникаций с участием конкретного младшего школьника. На его примере показаны жанры семейного общения, в совокупности транслирующие один из вариантов социальной нормы; жанры учебно-педагогического и развлекательного медийного дискурсов, которые оппозитивны друг другу по репертуару, ценностям, целям, каналам общения.
Литература
 
  1. Арутюнова Н. Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность,дейксис. М. : Наука, 1992. С. 52-56.
  2. Боть Л. П. Прагматические особенности речи детей младшего школьного возраста // Проблемы онтолингвистики - 2009 : материалы Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 17-19 мая 2009 г.). СПб., 2009. С. 160-162.
  3. Дементьев В. В. Аспекты проблемы «жанр и культура» // Жанры речи : cб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 5-20.
  4. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
  5. Доброва Г. Р. Возрастная социолингвистика : к постановке вопроса // Проблемы онтолингвистики - 2007 : материалы Междунар. конф. 210-летию РГПУ им. А. И. Герцена посвящается. (Санкт-Петербург, 21-22 мая 2007 г.). СПб. : Златоуст, 2007. С. 57-64.
  6. Карасик В. И. Язык социального статуса. М. : Гнозис, 2002. 333 с.
  7. Костогладова Л. П. Национально-культурная специфика вербализованных детских эмоций (на материале русской и немецкой языковых культур) : автореф. дис. …канд. филол. наук. Белгород, 2008. 26 с.
  8. Кощеева О. В. Становление речежанровой компетенции в онтогенезе (на материале речевых жанров «рассказ», «бытовой разговор», «ссора») // Филологические этюды : сб. науч. ст. молодых ученых : в 3 ч.Саратов, 2011. Вып. 14, ч. III. С. 102-110.
  9. Милованова Ж. В. Жанрово-речевые особенности педагогического дискурса // Языковая личность : жанровая речевая деятельность : тез. докл. науч. конф.(Волгоград, 6-8 октября 1998 г.). Волгоград : Перемена,1998. С. 63-64.
  10. Михайлова Е. С. Жанровая специфика речи детей младшего школьного возраста // Universum : филология и искусствоведение. 2014. № 6 (8). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-spetsifika-rechi-detey-mlads... (дата обращения : 14.05.2017)
  11. Орлова Н. В., Богомолова О. Е. Что смешного? Сопоставительный взгляд на юмористические интенции учебника и ученика // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2016. № 3. С. 63-68.
  12. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские : коммуникативное поведение. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Флинта :Наука, 2006. 238 с.
  13. Седов К. Ф. Дискурс и личность : эволюция коммуникативной компетенции. М. : Лабиринт, 2004. 320 с.
  14. Седов К. Ф. Онтопсихолингвистика : становление коммуникативной компетенции человека. М. : Лабиринт, 2008. 320 с.
  15. Хофстеде Г. Модель Хофстеде в контексте : параметры количественной характеристики культур // Language, Communication and Social Environment.URL:http://lse2010.narod.ru/olderfiles/LSE2014pdf/LSE2014Hofstede.pdf (дата обращения: 30.05.2017)
Текст в формате PDF:
(downloads: 319)