• English
  • Русский

Об альянсе стиля и жанра

Статья посвящена проблеме поиска точек соприкосновения различных стилистических теорий. Речевой жанр выдвигается в качестве объединяющей основы. С опорой на аспекты «языковых явлений», выделенных Л. В. Щербой, в соотношении с категорией стиля уточнены следующие понятия: язык, речь, дискурс, текст, речевая деятельность. Терминологическая упорядоченность позволяет наметить четыре подхода к определению стиля: когнитивный, системно-структурный, текстовый и коммуникативный. Когнитивный аспект стиля соотносится с «системой концептов и стратегий пользования ими». Здесь речевой жанр принимает широкую трактовку, формирует когнитивный стиль и имеет перспективы когнитивного моделирования. Системно-структурный аспект поддерживает идею ресурсной стилистики, которая включается в жанроведение. Текстовый аспект уравнивает стиль с речевым жанром. Коммуникативный аспект трактует коммуникативный стиль как абстрактную категорию, которая реализуется посредством речевого жанра, обладающего когнитивно-коммуникативными характеристиками.

Литература

Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 421 с.

Болотнова Н. С. О некоторых жанрово-стилистических особенностях блога в аспекте регулятивности // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2013. Вып. 1 (116). С. 211–217.

Винокур Г.О. О задачах истории языка // Винокур Г. О., Бархударов С. Г. Избранные работы по русскому языку. М. : Учпедгиз, 1959. С. 207–229.

Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М. : Наука, 2009. 237 с.

Джусупов Н. М. Когнитивная стилистика: современное состояние и актуальные вопросы исследования // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 3. С. 65–76.

Долинин К. А. Стилистика французского языка Л. : Просвещение, 1978. 344 с.

Залевская А. А. Введение в психолингвистику : учебник. М. : РГГУ, 2007. 560 с.

Залевская А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека : учеб. пособие. Калинин : КГУ, 1977. 83 с.

Колесникова Н. И. Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Орёл, 2009. 43 с.

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность М. : Ком Книга, 2007. 216 с.

Мкртычян С. В. Управленческие коммуникативные стили в социально стратифицированном дискурсе (на материале русского языка) : дис. … д-ра филол. наук. Тверь, 2012. 411 с.

Попова З. Д., Стернин И. А. Общее языкознание : учебное пособие. 2-е изд. М. : АСТ : Восток – Запад, 2007. 408 с.

Рощектаева Т. Г. Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка : дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 175 с.

Салимовский В. А. Жанры речи в функционально-стилистической освещении : дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2002. 343 с.

Стурикова М. В. Формирование дискурсивно-стилистической компетенции у будущих педагогов профессионального обучения // Научный диалог. М., 2012. Вып. 5. с. 119–130.

Сусов И. П. Введение в языкознание : учебник. М. : АСТ : Восток – Запад, 2007. 543 с.

Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. 2-е изд. Л. : Учпедгиз, 1941. 620 с.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. 2-е изд. М. : Едиториал УРСС, 2004. 432 с.

Текст в формате PDF:
(downloads: 212)