• English
  • Русский

Функционирование клишированных конструкций в речевом жанре киноанонса (на материале киноанонсов к индийским фильмам в Интернете)

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Статья затрагивает актуальные проблемы изучения речевых жанров, функционирующих в Интернете, и вписывается в контекст современных исследований в области виртуального жанроведения. В статье рассматривается речевой жанр киноанонса и описываются средства его языкового воплощения, в частности анализируются клишированные конструкции. Материалом выступают 250 киноанонсов к индийским фильмам, написанных на русском языке и размещенных на сайте Indiankino.net. Предлагается описательная модель речевого жанра киноанонса, включающая параметры: коммуникативная цель и тип речевого жанра, образ автора и образ адресата, образ будущего и образ прошлого, композиция киноанонса, тип диктумного содержания, средства языкового воплощения, невербальные средства; рассматривается функционирование клишированных конструкций во всех композиционных частях анализируемых текстов (названии фильма, завязке, кратком сюжете фильма, развязке). Исследование показало, что клише функционируют в каждом композиционном элементе. Выявлены основные функции клишированных конструкций в речевом жанре киноанонса: воздействующая, рекламная функция, а также текстостроительная и жанрообразующая функции.

Литература
  1. Poзeнтaль Д. Э., Teлeнкoвa M. A. Cлoвapь-cпpaвoчник лингвиcтичecкиx тepминoв. M. : Просвещение, 1976. 543 с.
  2. Агафонова П. А., Острикова Г. Н. Особенности перевода клише современной немецкой публицистики // Языковые и культурные контакты : лингвистический и лингводидактический аспекты : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (15–16 ноября 2018 г., Саратов) : сб. науч. ст. Саратов : Саратовский источник, 2018. С. 197–202.
  3. Алдонина Е. В. Стилистические и семантические свойства клише и штампов в новостных сообщениях // Достижения науки и образования. 2018. № 1 (23). С. 54– 57.
  4. Алексеева М. Г., Осипян К. П. Специфика реализации информационной и апеллятивной функций киноанонса (на материале современного немецкого языка) // Вопросы филологии и переводоведения в контексте современных исследований : сб. науч. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. «Вопросы языковой динамики и лингводидактики : современные взгляды и научные исследования» (Чебоксары, 26 апреля 2019 г.). Чебоксары : Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та, 2019. С. 3–7.
  5. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // М. М. Бахтин. Литературно-критические статьи. М. : Худож. лит., 1986. С. 428–473.
  6. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров : в 7 т. Т. 5. Работы 1940–1960 гг. М. : Русские словари, 1996. С. 159–206.
  7. Верховная А. Д. Речевые клише, штампы и мифы в политическом дискурсе // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки : сб. науч. ст. М. : Перо, 2018. С. 59–61.
  8. Водоватова Т. Е. Социолингвистическое исследование функционирования штампов и клише в речевом общении // Вестн. Самар. муницип. ин-та управления. 2016. № 4. С. 121–128.
  9. Гладкова Н. П. Лексико-грамматические и жанрово-стилистические особенности книжного анонса // Изоморфные и алломорфные признаки языковых систем : сб. ст. по материалам IV Ежегод. науч.-практ. конф. «Университетская наука – региону» (Ставрополь 12–19 апреля 2016 г.). Ставрополь : Параграф, 2016. С. 101–107.
  10. Горбунова Л. Г., Киреева Е. М. Разновидности клише в российском медийном дискурсе // Огаревonline. 2019. № 8. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/raznovidnosti-klishe-v-rossijskom-medijnom-d... (дата обращения: 15.01.2020).
  11. Горошко Е. И. Теоретический анализ интернетжанров : к описанию проблемной области // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2007. Вып. 5. С. 370–389.
  12. Грибкова Е. И. Реализация речевого воздействия в анонсе радионовостей // Наука и общество. 2013. № 2 (11). С. 11–14.
  13. Гунько Ю. А. Прецедентное высказывание : клише или штамп? // Язык-пространство. Язык-культура. Язык-сознание : сб. ст. к 20-летию кафедры рус. яз. как иностр. Дальневост. фед. ун-та. Владивосток : Дальневост. фед. ун-т, 2016. С. 150–155.
  14. Дмитриева В. А. Эффективность языково-стилистических приемов в киноанонсах // Вестн. МГУП им. Ивана Фёдорова. 2016. № 2. С. 152–156.
  15. Жаркова У. А. К проблеме интердискурсивности типа текста «Спортивный анонс» (на материале немецкоязычных текстов) // Вестн. Нижневарт. гос. ун-та. 2014. № 4. С. 21–29.
  16. Кашкарова О. В. Лексико-семантические особенности текста киноанонса в английской и русской лингвокультурах // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2016. № 1(7). С. 160–163.
  17. Ковальчукова М. А. Новостной анонс в сети Интернет как речевой жанр дискурса СМИ : автореф. дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2009. 24 с.
  18. Колодная Ю. А. Лингвопрагматические характеристики печатного креолизованного текста киноанонса (на материале немецкого языка) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2006. 21 с.
  19. Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. М. : Флинта, 2003. 838 с.
  20. Малыгина Л. Е. Телевизионный анонс : Лингвостилистическая трансформация жанра // Русская речь. 2009. № 6. С. 76–79.
  21. Нефёдова Д. Н. Судьба индийского кинематографа в России // Вестн. ВГИК. 2016. № 4 (30). С. 66–74.
  22. Панченко С. А. Лінгвістичні параметри кіноанонсу : автореф. дис. … канд. филол. наук. Днепропетровск, 2008. 20 с.
  23. Полянская А. Н. Языковые и речевые штампы и клише в новостных сообщениях // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. 2016. № 5. С. 133–140.
  24. Рогалева О. С. Современный киноанонс как тип текста : структурное и языковое оформление // Коммуникативные исследования. 2015. № 3 (5). С. 76–86.
  25. Санарова Е. Г. Роль речевых штампов и клише в переводе // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (18 января 2017 г., Уфа) : в 3 ч. Ч. 1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. С. 64–65.
  26. Сараева К. И. Анонс : способы выражения базовых компонентов (на материале анонсов художественных произведений на французском языке) // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 2. Филология и искусствоведение. 2013. № 2 (121). С. 98–103.
  27. Сорокина Н. В. Стереотип, клише и штамп : проблема соотношения понятий в лингвообразовательном контексте // Профессиональное лингвообразование : материалы шестой междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород : Нижегород. ин-т управления – фил. РАНХиГС, 2012. С. 254–259.
  28. Ткачева Н. В., Эль-Бакри Т. В., Вартанова Е. Л., Филаткина Г. С. Индийские медиа на орбитах мультикультурализма и либерализации // Медиасистемы стран БРИКС : исторический генезис, особенности функционирования. М. : Аспект Пресс, 2018. Гл. 4. С. 86–114.
  29. Шестернёва Л. Г., Янукович Н. Н. Лингвостилистические особенности современного публицистического дискурса (на материале газеты «сб-беларусь сегодня») // Альманах современной науки и образования. 2014. № 11. С. 136–138.
  30. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 91–96.
  31. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 1979. 424 с. (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
Текст в формате PDF:
(downloads: 98)