• English
  • Русский

Нарушение принципа кооперации как проявление жанра «коммуникативный саботаж»

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Статья посвящена изучению жанра коммуникативного саботажа как одного из способов реакции на критику в ответных репликах президентов России и США, В. В. Путина и Б. Обамы. Внутрижанровые тактики коммуникативного саботажа рассматриваются в соотношении с принципами кооперации Г. П. Грайса. Оба подхода воспринимаются как комплементарные по отношению друг к другу, что позволяет получить целостное восприятие отступлений от эталонных норм межличностного общения. Принадлежность коммуникативного саботажа к непрямой коммуникации отражает специфику президентского дискурса, которая заключается в необходимости уклонения от неудобных тем и вуалирования информации в рамках публичного общения с представителями СМИ. Роль коммуникативного саботажа в решении прагматических задач коммуникации президента, таких как борьба за власть, позволяет отнести его к агональным жанрам.

Литература
  1. Chilton P., Schaffner C. Discourse and politics // Discourse as social interaction. Discourse studies : Multidisciplinary introduction / ed. T. A. van Dijk. Sage Publications, 1997. P. 206–230.
  2. Clayman S., Heritage J. The news interview : journalists and public figures on the air. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. 375 p.
  3. Grice H. P. Logics and conversation // Syntax and Semantics. Vol. 3. Speech Acts / eds. P. Cole and J. L. Morgan. N. Y. : Academic Press, 1975. P. 41–58.
  4. Андреева В. Ю. Речевой жанр коммуникативного саботажа // Вестн. Том. гос. ун-та Сер. Филология. 2009. № 2. С. 30–32.
  5. Андреева В. Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа : автореф. дис. … канд. филол. наук. Курск, 2009. 22 с.
  6. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Изв. Академии наук СССР. Сер. литературы и языка. 1981. Т. 40, № 4. С. 356–367.
  7. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб. : Норинт, 2000. 1536 с.
  8. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. Вып. 16. С. 217–238.
  9. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация. М. : Гнозис, 2006. 376 с.
  10. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. М. : ЛКИ, 2008. 288 с.
  11. Иссерс О. С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу // Вестн. Омск. ун-та. 1996. Вып. 1. С. 71–74.
  12. Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. М. : Просвещение, 1996. 460 с.
  13. Николаева Т. М. О принципе «некооперации» и/или о категориях социолингвистического воздействия // Логический анализ языка : Противоречивость и аномальность текста / отв. редактор Н. Д. Арутюнова. М. : Наука, 1990. 280 с.
  14. Попова И. С. Прямая речь и цитирование как способы передачи чужого слова в устнопорождаемой речи // Вестн. Иркут. гос. лингв. ун-та. Сер. Филология. 2009. № 3. С. 65–69.
  15. Седов К. Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи : сб. науч.ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 2. С. 13– 26.
  16. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. 2-е изд., испр. М. : Рус. яз., 1983. 686 с.
  17. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2000. 431 с.
  18. Яренчук Е. Э. Коммуникативный саботаж в интерактивно-аналитическом дискурсе (на материале шоу) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Курск, 2013. 19 с.
Текст в формате PDF:
(downloads: 114)