• English
  • Русский

Новые жанры интернет-коммуникации (на примере демотиватора и мема)

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

В статье предпринята попытка рассмотреть новые формы интернет-коммуникации с точки зрения их жанровой принадлежности. В качестве предмета исследования были выбраны мемы и демотиваторы, получившие активное распространение в виртуальном общении, но при этом не всегда различающиеся пользователями. Авторы статьи провели интернет-опрос с целью выяснения, что пользователи социальных сетей понимают под мемом и демотиватором, с какой целью, в какой ситуации и кому они их посылают, как сами реагируют на получение. Ответы на эти и другие вопросы позволили представить жанровую специфику мемов и демотиваторов с точки зрения респондентов; выявить ряд сходств и различий. В опросе приняли участие 105 участников в возрасте от 16 до 64 лет. В итоге в качестве интегральных элементов в статье описываются: схожий дискурс, в рамках которого рождаются и функционируют данные жанры; вторичность мема и демотиватора и наличие в них потенциала к креативной трансформации пользователями с учетом ситуации общения; совпадение в характеристике адресата жанров; неактуальность (имплицитность) автора. В качестве основных различий представлены следующие: несовпадение коммуникативной цели пользователя; преимущественное существование демотиваторов в пределах виртуальной коммуникации, в то время как мемы вышли за пределы виртуального общения; минимальная привязанность демотиватора к ситуации общения, тогда как мем – это реакция на актуальную, злободневную информацию; особенности языкового воплощения описываемых жанров (креолизация текста и нарушение языковых норм).

Литература
  1. Бережной В. А. Интернет-мем и анекдот : к постановке проблемы // Вiсн. Запорiз. нац. ун-ту. 2014. № 1. С. 135–144.
  2. Викторова Е. Ю. Лингвокреативный потенциал интернет-коммуникации (на материале жанра социальных сетей) // Жанры речи. 2018. № 4 (20). С. 294–303.
  3. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М. : Наука, 1993. 172 с.
  4. Галичкина Е. Н. Компьютерная коммуникация : лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство. Волгоград : Парадигма, 2012. 322 с.
  5. Галичкина Е. Н. Общая характеристика компьютерно-опосредованного дискурса // Интернет-коммуникация как новая речевая формация / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. М. : Флинта, 2012. С. 53–71.
  6. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение : устоявшееся и спорное // Ученые записки Тавр. нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63), № 1, ч. 1. С. 105–124.
  7. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. 2015. № 2(12). С. 119–127.
  8. Кириллов А. Г. Трансформация жанра блога в программах обмена мгновенными сообщениями // Жанры речи. 2017. № 2(16). С. 260–267. DOI: https://doi.org/10. 18500/2311-0740-2017-2-16-260-267
  9. Колокольцева Т. Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 96–104. DOI: https://doi.org/10.18500/ 2311-0740-2016-2-14-96-104
  10. Митягина В. А., Сидорова И. Г. Жанры персонального интернет-дискурса : коммуникативные экспликации личности // Жанры речи. 2016. № 2(14). С. 105–115. DOI: https://doi.org/10.18500/2311- 07402016-2-14-105-115
  11. Серль Дж. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. М. : Прогресс, 1985. Вып. 16. С. 195–222.
  12. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М. : Наука, 1990. С. 180–181.
  13. Стексова Т. И. Прагматический потенциал косвенных высказываний и его реализация // Семантический и прагматический аспекты высказываний : межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 1991. С. 149–158.
  14. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск : Помор. ун-т, 2009. 238 с.
  15. Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Инстаграм // Жанры речи. 2016. № 1 (13). С. 156– 168. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2016-1-13156-168
  16. Щурина Ю. В. Речевые жанры комического в современной массовой коммуникации. Чита : ЗабГУ, 2015. 248 с.
Текст в формате PDF:
(downloads: 333)