• English
  • Русский

О надёжности и состоятельности речежанровой коммуникации

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Статья посвящена таким универсальным антропологическим характеристикам речевых жанров, как надёжность и состоятельность коммуникативного события, его целенаправленный интерактивный потенциал. Осуществляется попытка экстраполировать разработанный ранее психолого-­филологический подход к словесно-художественному тексту с точки зрения его внутренней читательской направленности (уровни внимания, соучастия, открытия) на нечеткое множество известных нам речевых жанров. При этом имеются в виду прежде всего такие речежанровые образования, сценарий которых прямо или косвенно, отчетливо или едва заметно строится крещендо – как некое восхождение от изначально спокойного, привычного, по видимости нейтрального – к сильному, звучному, эмоционально насыщенному, предельно напряженному и неожиданному исходу. При этом в самой композиции речевого жанра запечатлевается преднамеренная или невольная забота о сосредоточенном ситуативном внимании, о живо пульсирующем сопереживании–соучастии и, при выходе на проникновенно глубокий (в комических сценариях – внезапный) уровень общения, о почти что нечаянном и вместе отчетливом открытии, которое способно быть по достоинству оценено адресатом коммуникативного события. В совокупности своей все отмеченные аттестации являются несомненными свидетельствами надежности и состоятельности речежанрового общения.

 

Литература
  1. Бахтин М. М. Собр. соч. : в 7 т. Т. 5. Работы 1940х – 1950х годов. М. : Русские словари, 1996. 751 с.
  2. Гаспаров М. Л. Семантический ореол метра // Лингвистика и поэтика [сборник статей]. М. : Изд-во АН СССР, 1979. 308 с.
  3. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. : в 14 т. Т. 8. М. ; Л. : Издво АН СССР, 1952. 434 с.
  4. Дементьев В. В. Жанры в меняющемся мире : креационистские потенции речевых жанров и эпистемологические потенции теории речевых жанров // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 6–21. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-6-21
  5. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 412 с.
  6. Карасик В. И. Комические аттрактивы как устный жанр интернет-коммуникации // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 227–233. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-3-23-227-233
  7. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев : «Collegium», «Киевская Академия Евробизнеса», 1994. 288 с.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4е изд., доп. М. : ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
  9. Прозоров В. В. Интерактивные ресурсы художественного текста // Прозоров В. В. До востребования… Избранные статьи о литературе и журналистике. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2010. 208 с.
  10. Прозоров В. В. О типологии речевых жанров в свете теории литературных родов // Жанры речи. 2017. № 2(16). С. 142–150. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2017-2-16-142-150
  11. Формановская Н. И. Коммуникативный контакт. М. : ИКАР, 2012. 200 с.
  12. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88–98.
  13. Эффективность коммуникации : понятие, роль адресанта и адресата, основные приёмы её достижения / под ред. О. Б. Сиротининой, М. А. Кормилицыной. Саратов : ИЦ «Наука», 2019. 435 с.
Текст в формате PDF:
(downloads: 124)