• English
  • Русский

Жанр новогодних поздравительных текстов в социальных сетях

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

В статье исследуются содержательно-стилистические особенности современной поздравительной речи в социальных сетях на материале текстов профессионального сообщества бизнес-тренеров и специалистов по коммуникации. Данный тип поздравительной речи условно отнесен к письменной, электронной, официально-деловой, профессиональной речи. Содержание и стиль текстов, с одной стороны, сохраняют культурные традиции риторики поздравительной речи, с другой стороны, требуют инновационных идей и новых средств выразительности. Поздравление становится одним из информационных поводов для создания сообщений рекламного характера. Через тексты поздравлений их авторы занимаются продвижением идей и рекламой своих компаний. При ориентации на общую систему общих местидей специфика общения в соцсетях требует содержательно-стилистического динамизма и разнообразия языковых средств, которые проявляются в контаминации книжного стиля, профессиональных терминов с разговорными, просторечными и арготическими элементами. Каждый автор стремится к созданию собственного идиостиля, фиксируя замысел то в развернутых фигурах речи, то в предельной лаконичности. Приходится констатировать орфографическую и пунктуационную небрежность, а иногда сознательное нарушение правил пунктуации как стилистический прием. Поздравительная речь в соцсетях – выразительный пример современных тенденций в «употреблении языка» и создании «языкового вкуса эпохи». Творческие новации в составлении поздравительных текстов в соцсетях требуют активного «самоанализа» деятельности самих филологов, которые также участвуют в подобных поздравительных акциях и могли бы стать «законодателями стиля и вкуса». Поэтому статья завершается примерами текстов поздравлений коллег-русистов, проявляющих творческую изобретательность и стилевое своеобразие в создании подобных текстов.

 

Литература
  1. Аннушкин В. И. Риторическая наука и коммуникативная практика современного информационного общества // Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации : сб. тр. XXIII Междунар. науч. конф. по риторике (Москва, 6–8 февраля 2020 г.). М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2020. С. 14–28.
  2. Аннушкина Т. В. Поздравительная речь в разных сферах общения : содержание – композиция – стиль : дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 213 с.
  3. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М. : Университетская библиотека, 1978. С. 15–166.
  4. Арюткина Д. И. Нативная реклама в социальных сетях // Правовое регулирование медиакоммуникационной сферы в России : новое в законодательстве и проблемы правоприменения. V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Саратов : Саратовский источник, 2018. С. 375–378.
  5. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М. : Высшая школа, 1988. 320 с.
  6. Костомаров В. Г. Стилистика, любовь моей жизни… СПб. : Златоуст ; М. : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2019. 184 с.
  7. Кошанский Н. Ф. Риторика. Издание подготовили В. И. Аннушкин, А. А. Волков, Л. Е. Макарова. М. : Русская панорама : Кафедра, 2013. 320 с.
  8. Крылова М. Н. Язык современного интернетобщения (на материале интеллектуального контента социальной сети «ВКонтакте») // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 1. С. 128–137.
  9. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // Полн. собр. соч. : в 11 т. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1952. Т. VII. С. 89–378, 805–839.
  10. Мехта Анжу. Содержательно-композиционные и стилистические особенности русской политической торжественной речи (на материале выступлений президентов РФ в 2000–2010 гг.) : дис. … канд. филол. наук. М., 2012. 208 с.
  11. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. СПб. : Типография и литография В. А. Тиханова, 1889. Репринтное издание. М. : Рипол, 1991. 432 с.
  12. Стурикова М. В., Кирпичиква М. Е. Пунктуация в текстах социальных сетей // Социокультурное пространство России и зарубежья : общество, образование, язык. 2014. Вып. 3. С. 154–159.
  13. Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете : концептуально-сущностные доминанты. М. : Изд-во РУДН, 2004. 380 с.
  14. Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке / отв. ред. Д. Н. Рамазанова. М. : Языки славянских культур, 2009. 296 с.
  15. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / под ред. М. Л. Гаспарова. М. : Наука, 1972. 472 с.
  16. Чирич И. В. Речеэтикетные тактики в мессенджерах и их влияние на устную речь // Новая наука : новые вызовы : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар : АНО ДПО «Институт стандартизации, сертификации и метрологии», 2019. С. 11–16.
  17. Шаталова С. В. Эпидейктические жанры речи : дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2009. 379 с.
  18. Штукарева Е. Б. Языковая специфика интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация : колл. монография. М. : Флинта, 2016. С. 191–302.

 

 

Текст в формате PDF:
(downloads: 134)